Экосистема образования: «Артек» делится опытом

Автор: | 10 октября, 2018

news

Директор Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак рассказывает об уникальной экосистеме образования, которая создана и успешно реализуется в «Артеке».

Алексей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о том, какие достижения «Артек» представит на ММСО в 2018 году.

Тема ММСО этого года – «Новая экосистема образования». На ММСО она декларируется как цель, а в «Артеке» она уже создана. Этому и будет посвящен наш стенд на выставке – он самый большой за все годы нашего участия – 180 кв. м. 200 педагогов, тематических партнеров, экспертов, артековцев и вожатых ежедневно будут рассказывать и показывать – что такое артековская экосистема образования. Мы начинали ее строить в качестве эксперимента. Теперь, убедившись в ее эффективности, масштабируем и предлагаем наш опыт коллегам.

А что такое экосистема образования, и какова она в «Артеке»?

Часто сталкиваюсь с тем, что рассуждения о системе образования касаются инфраструктуры, то есть зданий, педагогических кадров и стандартов. И все. Считается, что модернизация этих компонентов автоматически повысит качество образования. Но это не совсем так — наличия широкополосного интернета в сельских школах мало для нового качества и для того, чтобы там сложилась современная образовательная экосистема. Что же нужно? Прежде всего, развитая среда взаимодействия людей и технологий – именно это определяет содержание образования и, в конечном итоге, его облик.

В «Артеке» мы уделяем особое внимание взаимодействию участников образовательного процесса. Здесь мы избрали несколько направлений.

Первое — академическая мобильность педагогов и вожатых, причем не только географическая, но и междисциплинарная. Система отбора такова, что к нам по конкурсу приезжают лучшие специалисты со всей страны. Мы предъявляем к ним серьезные требования по части включенности в профессиональный диалог с российскими и зарубежными коллегами, способности выходить за рамки своего предмета. Как результат, многие занятия у нас проходят в формате сетевых образовательных модулей (СОМов) – они объединяют содержание целого комплекса дисциплин.

Педагоги привлекают к этим программам наших вожатых, отраслевых профессионалов, да и старшие артековцы могут многое рассказать младшим. Совсем скоро стартует СОМ по теме атома, он включает в себя содержание физики, химии, истории, обществознания и искусствоведения. Конкретно эта программа будет реализовываться при поддержке Курчатовского института, это наш тематический партнер. Мне очень понравился замысел: на основе истории изучения и освоения атома показать основные аспекты развития науки.

Возвращаясь к взаимодействию коллектива, для его координации мы создали Проектный офис – организационную единицу, которая пронизывает всех и вся — осуществляет кросс-коммуникации, соединяя подразделения, направления работы и тематики, образовательные программы и проекты. Проектный офис начал работать в январе, и могу сказать, что разработка смен вышла у нас на совершенно иной уровень. Это второе.

Вы упомянули тематических партнеров, вы включаете их в свою экосистему?

Они важнейшие участники образовательного процесса: мы вместе формируем программы, ищем подходы к реализации. Что еще важно, тематические партнеры связывают образование с жизнью – с отраслями и конкретными задачами, на которых основываются проекты артековцев.

Технология тематического партнерства очень ресурсна с точки зрения развития качества образования, потому что ее можно перенести в другой лагерь, в школы. Включение работодателей в образовательный процесс в рамках всей системы сильно изменит характер российского образования, позволяя при этом достичь результатов федерального государственного общеобразовательного стандарта.

А в каких границах существует ваша среда взаимодействия? Она ограничивается периметром «Артека»?

Думаю, такое ограничение сегодня просто невозможно. С внешней средой мы работаем одновременно по нескольким векторам. Как вы знаете, мы стали площадкой диалога специалистов от образования со всей страны, ежегодно проводим большой форум. А в этом году объявили конкурс «Открытое образование в открытой среде» — проект, аккумулирующий инициативы по созданию той самой новой экосистемы образования.

Что касается объединения наших выпускников, мы создали сеть «Артек+» — она одновременно является и информационной базой, и средством коммуникации. И, наконец, платформы для широкого круга: «Артек. Дети», где любой ребенок может открыть страницу, загрузить портфолио, побороться на путевку, наши аккаунты в социальных сетях – это очень динамичный инструмент общения с внешней средой.

Аккаунты ведут дети?

Есть и такие, которые ведут исключительно дети. У нас, помимо официальных, есть свои страницы в соцсетях у лагерей, проектов, есть неофициальные сообщества. Интернет-жизнь кипит.

В «Артеке» интернет доступен для всех?

Вы перешли к технологиям, которыми определяется новая экосреда образования. Мы создали хорошую базу для цифровизации процессов. Работают общедоступные Wi-Fi-зоны, оборудованы телекоммуникационные аудитории, создана цифровая библиотека и цифровые лаборатории по естественным дисциплинам. Применяем интернет-технологии в ходе занятий, к примеру, в полевых условиях дети каталогизируют виды растений Южного берега Крыма в планшетах с выходом в интернет, используют цифровые аудиогиды, изучая уникальную ботаническую коллекцию парка Гартвиса, причем софт в обоих случаях был создан с помощью партнеров специально для «Артека». На уроках наши учителя активно используют интернет-контент – материалы цифровых образовательных платформ, кинобиблиотек и пр.

«Артек» традиционно силен своими образовательными технологиями. Вы включаете их в понятие экосистемы?

Я уже упоминал некоторые из них – Сетевой образовательный модуль и тематическое партнерство. Эти технологии созданы в «Артеке» и они действительно меняют характер образования. Они – важная часть нашей образовательной экосистемы.

Если коротко представить формулу артековской экосистемы… Вы назвали новое качество педагогической среды, взаимодействие в коллективе, технологии образования, цифровизация. Что еще?

Эта формула не может быть конечной, экосреда – это живой организм.

Но назову еще два компонента. Считаю важным созданную в «Артеке» систему построения индивидуальных траекторий: мы представляем на выбор широкий спектр образовательных и творческих программ, из которых ребенок конфигурирует свой трек на смену, выбирая то, что ему интересно. И второе, то, что я называю духом «Артека». Это негласный культурный код артековца: улыбаться, здороваться, трудиться.

И традиции, например покорение Аю-Дага: ребята несут с собой небольшой камешек и оставляют там как символ того, что всем вместе им по силе сделать выше даже гору (эта традиция существует с 1925 года). Есть и новые традиции, очень яркая — сделать свою именную плитку для Стены Дружбы. И у старых, и у новых традиций суть одна – как сказано в «Маленьком принце», создать узы.

 

Источник: Российское образование. Федеральный портал

Добавить комментарий