Новый ФГОС для 2 класса. Что должен знать ученик к концу обучения во втором классе

Автор: | 10 октября, 2018

Обновленный ФГОС для начальной школы вступает в силу 1 сентября 2018 года. Сегодня публикуем список предметных результатов, которые должны будут знать второклассники к концу второго года обучения по новому ФГОС. (По ПЕРВОМУ КЛАССУ полная информация здесь — по остальным годам обучения информация будет в следующих статьях на нашем портале, также отдельными постами дадим информацию по освоению иностранных языков).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержание курса

Фонетика и графика

Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков.

Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Деление слов на слоги (без стечения согласных).

Использование алфавита при работе со словарями.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 1-2 синонимов или антонимов.

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.

Морфология

Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы.

Слово и предложение

Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1 классе:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щучк, чн, чт;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника).

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в тексте законченной мысли.

Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные отступы). Последовательность частей текста.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа содержания рисунка), вопросам, опорным словам;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;
  • давать характеристику звуков (в объёме изученного): гласный–согласный, гласный ударный–безударный, согласный твердый–мягкий, парный–непарный, согласный глухой–звонкий, парный–непарный;
  • выделять корень слова (простые случаи), различать группы однокоренных слов, подбирать родственные (однокоренные) слова к предложенному слову;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание, интонацию;
  • применять изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов в предложении; написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,

а также:

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 30–40 слов с учетом изученных правил правописания.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Содержание курса

Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения, сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного творчества.

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления в устном высказывании).

Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.

Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и выборочный пересказ учебного и познавательного текста.

Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей, диалог.

Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы.

Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя.

Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, вопросы на установление взаимосвязей.

Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания.

Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Звуковая и смысловая стороны слова.

Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ (от лица героя).

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения волшебной сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:

  • различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;
  • соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
  • владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
  • воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный);
  • характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;
  • находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
  • составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
  • применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными;
  • ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
  • выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;
  • рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);
  • под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

МАТЕМАТИКА

Содержание курса

Числа и действия над ними

Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел.

Сравнение чисел в пределах 100.

Числовое выражение и его значение. Числовые равенства и неравенства.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Запись сложения и вычитания в столбик.

Связь между компонентами и результатами действия сложения и вычитания.

Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Переместительное свойство умножения. Случаи умножения на 0 и на 1.

Знакомство с делением на уровне предметных действий. Делимое, делитель, частное и его значение.

Проверка результата вычислений.

Порядок выполнения действий в вычислениях. Нахождение значения числового выражения, содержащего действия со скобками или без скобок в пределах 100. Использование изученных свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения) для вычислений.

Величины и действия над ними

Единица массы — килограмм. Измерение массы с помощью чашечных весов.

Единица стоимости — рубль. Сравнение предметов по стоимости.

Измерение времени с помощью цифровых или стрелочных часов. Время как продолжительность.

Единицы времени: час, минута, соотношение между ними.

Единица длины — метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром.

Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра прямоугольника (квадрата).

Текстовые задачи и алгоритмы

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Выбор действия при решении задачи.

Запись решения задачи по «шагам» (действиям) и в виде числового выражения. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку.

Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) утверждений.

Пространственные представления и геометрические фигуры

Луч. Угол. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Ломаная линия. Многоугольник.

Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Использование линейки для выполнения построений.

Работа с данными

Извлечение и использование для решения задач информации, представленной в простейших таблицах.

Внесение данных в таблицу, заполнение схем и изображений числовыми данными.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Математика» ученик научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100, устанавливать и соблюдать порядок арифметических действий при вычислении значений числовых выражений без скобок (со скобками), выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий: сложение, вычитание, в пределах 100 — устно и письменно, в более сложных случаях — письменно «в столбик»; умножение и деление — изученные табличные случаи, умножение с нулем и единицей;
  • находить числа, большие или меньшие данного числа: на заданное число, в заданное число раз, неизвестные компоненты сложения и вычитания;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок в пределах 100, осуществлять проверку полученного результата, в том числе с помощью калькулятора;
  • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «если…, то…», «все», «каждый» и др.;
  • проводить логические рассуждения и делать выводы;
  • классифицировать объекты по заданному или самостоятельно установленному признаку; выделять существенную информацию для установления признака;
  • преобразовывать информацию, данную в условии задачи: выполнять краткую запись задачи, строить графическую модель задачи, решать простые задачи на сложение, вычитание, умножение и деление, составные задачи (в 2–3 действия) на сложение и вычитание, формулировать обратную задачу;
  • знать и использовать при решении задач единицы длины: сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), единицы времени: минута (мин), час (ч), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.) и уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
  • сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение больше/меньше на, объекты по размеру, устанавливая между ними количественное соотношение длиннее/короче на, предметы по стоимости, устанавливая между ними соотношения дороже/дешевле на;
  • выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления;
  • находить длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, периметр многоугольника, в частности прямоугольника, квадрата;
  • различать и называть геометрические фигуры: луч, углы разных видов (прямой, острый, тупой), ломаную линию, многоугольник, выделять среди четырехугольников прямоугольник и квадрат;
  • изображать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, на клетчатой бумаге прямоугольник с заданными длинами сторон, квадрат с заданной длиной стороны или заданным значением периметра, использовать линейку для выполнения построений;
  • извлекать и использовать для решения задач информацию, представленную в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (календарь, расписание и т. п.), в предметах повседневной жизни (ярлык, этикетка и т. п.);
  • структурировать информацию с помощью таблицы, вносить данные в таблицу, заполнять схемы и чертежи числовыми данными, выполнять измерение длин реальных объектов с помощью простейших измерительных инструментов (рулетка и т. п.), продолжительности событий по времени с помощью цифровых и стрелочных часов;
  • выполнять и составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
  • иметь представление о гигиене работы с компьютером

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Содержание курса

Человек и природа

Природа и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Погода. Термометр – прибор для измерения температуры. Сезонные явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Красота природы в разные времена года. Многообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия). Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Особенности, образ жизни животных. Связи в природе, между природой и человеком, растениями и животными. Дикорастущие и культурные растения, их различия. Дикие и домашние животные, их разнообразие, сходство и различия. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила охраны природы. Экология.

Звёзды и созвездия. Глобус как модель Земли. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности. Океаны и материки, их названия на глобусе и карте.

Человек и общество

Наша Родина Россия. Государственная символика России. Россия – многонациональная страна. Родной город (село). Природные и культурные объекты и достопримечательности города (села). Россия на карте.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Семейные ценности и традиции. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Правила безопасной жизни

Правила безопасного поведения человека в природе (на воде и в лесу).

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора, освоение правил безопасности/безопасного пешехода), в школе, дома, общественном транспорте. Правила безопасного поведения в быту.

Безопасность в сети Интернет

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

  • распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;
  • описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;
  • ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;
  • находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года;
  • соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет;
  • проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
  • использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации;
  • создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Содержание курса

Изображение на плоскости.

Реальность и фантазия. Выражение в произведении искусства чувств художника, его понимания и отношения к тому, что он изображает.

Изображение живописными и графическими материалами. Выразительные возможности художественных материалов (свойства и характер материалов).

Выражение впечатлений, результатов наблюдений и эмоций в изображениях: в пропорциях, очертаниях, общем пространственном расположении объектов, в цвете. Красота цвета, линии, формы.

Основные и составные цвета. Смешение красок. Роль и выразительность черной и белой красок в изображении. Теплые и холодные цвета.

Ритм и характер линий. Ритм пятен. Пропорции – выразительное средство в искусстве.

Составление композиции, передача смысловой связи между объектами.

Изображение предметов, событий, явлений окружающего мира на основе наблюдений, по представлению или по воображению. Создание живописного и графического образа.

Изображение в объеме.

Отличие изображения на плоскости от изображения в объеме. Рассматривание произведений скульптуры с разных сторон (круговой обзор).

Особенности приемов работы с пластилином, глиной: вдавливание, вытягивание, защипление и др. Художественно-выразительные средства скульптуры – объем и пластика. Выражение скульптором в своих произведениях собственного отношения к миру.

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером.

Декоративная работа, художественное конструирование.

Преобразование художником природных форм для создания декоративного образа. Характер и образ в украшении, отражение мира в орнаменте (через восприятие произведений искусства и практическую художественно-творческую деятельность). Использование в декоративной работе линии, цвета, ритма, формы и др. Предметы народного быта и произведения декоративно-прикладного искусства.

Художественное конструирование: работа с бумагой (сгибание, скручивание, склеивание и др.). Конструирование простых объемных форм. Особенности создания аппликации. Выразительные возможности аппликации.

Художественная выразительность в практической декоративной работе и конструировании.

Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Восприятие красоты и неповторимости природы в различных состояниях.

Произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и т. д.: обсуждение особенностей средств образной выразительности (цвет, линии, ритм, пропорции, формы и др.).

Художественный образ. Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Выражение в произведениях искусства чувств художника, его отношения к тому, что он изображает.

Восприятие детской изобразительной деятельности, суждение и оценка собственных творческих работ, работ одноклассников. Выставка детских работ

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:

  • наблюдать и эстетически оценивать природу в различных состояниях;
  • высказывать простейшие суждения о природе, произведениях изобразительного искусства, предметах художественного творчества;
  • понимать роль различных средств художественной выразительности в создании образа;
  • обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников;
  • различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета;
  • смешивать основные цвета для получения составных цветов;
  • смешивать цветные краски с белой и черной для получения различных оттенков цвета;
  • овладевать приемам работы живописными и графическими материалами;
  • выразительно передавать на плоскости и в объеме простую форму, общее строение, сюжет, настроение;
  • создавать живописными и графическими материалами выразительные контрастные образы литературных героев;
  • овладевать приемами создания орнамента;
  • лепить простейшие объекты с использованием приемов вдавливания, вытягивания, защипов, налепов;
  • преобразовывать природные формы в декоративные;
  • овладевать приемами создания орнамента: повторением, ритмическим чередованием;
  • овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы;
  • составлять простейшие композиции в технике аппликации

МУЗЫКА

Содержание курса

Музыка народная и композиторская. Интонация – главный носитель художественного смысла. Интонации распевные, торжественные, жизнерадостные, трагические, патетические, взволнованные, умиротворенные, эпические, фантастические и др.

Фольклор как основа творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Три направления музыкальной культуры: музыка народная (фольклор), духовная (церковная), светская.

Различные манеры пения: классическая, фольклорная и эстрадная.

Творчество профессиональных композиторов и исполнителей.

Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского стиля отечественных и зарубежных композиторов (П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, Д. Б. Кабалевский, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ и др.): фрагменты крупных сочинений, а также образцы камерной музыки, в том числе сочинений для детей.

Многообразие разновидностей «первичных» жанров: песенных, танцевальных, маршевых. Жанры профессиональной музыки (опера, балет, кантата, симфония, сюита), фольклорные жанры (хороводы, песни-игры, календарные песни, сказки, легенды, пословицы и др.).

Элементы музыкального языка: мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр, лад. Выразительные возможности:

  • мелодии (мелодии поступенные и скачкообразные, вокальные и инструментальные);
  • тембра (окраска звука, тембры народных инструментов – русских и своей малой родины; инструментов симфонического оркестра – струнных, духовых, ударных; фортепиано, орган и др.);
  • темпа (спокойный, медленный, быстрый), связь темпа с жанром в танцевальной, маршевой, песенной музыке;
  • динамики (f, p, mf, mp, ff, pp, крещендо, диминиэндо);
  • лада (мажор, минор, узкообъемные лады – трихорды, тетрахорды, пентатоника);
  • регистра (высокий, средний, низкий).

Элементы музыкальной формы: фраза, мотив, часть. Куплетная форма: запев, припев. Простые музыкальные формы – одночастная, двух- и трех-частная. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование.

Музыкальная жизнь страны и человека. Образ Родины в музыке вокальной и инструментальной. Музыкальные произведения о России, родном крае. Национальные игры, традиции, обычаи, календарные обряды русского народа, народов России.

Мир ребенка в музыкальных произведениях (друзья, игры, школа, увлечения), красота мира в музыкальных звуках, образах.

Нотная грамота в объеме, соответствующем исполняемому песенному репертуару: ноты первой октавы, основные длительности, паузы. Принцип деления на такты, размер такта, обозначения в нотах характера исполнения

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:

— петь полетным, округлым звуком песни детского репертуара (диатонические с незначительным количеством скачков, диапазон — в пределах ноны-децимы с1-е2, песни-диалоги, песни с элементами скрытого двухголосия, с сопровождением и a capella, простейшие элементы канона);

— выявлять в разучиваемых песнях наиболее выразительные интонации и находить под руководством педагога исполнительские средства для их передачи в собственном пении, передавать не только общее настроение, характер песни, но и их развитие;

— соблюдать правильную певческую установку, добиваться четкой артикуляции, следить за дыханием, интонационной и ритмической точностью исполняемых песен;

— играть на 1—3 простейших музыкальных инструментах наиболее характерные ритмы, интонации разучиваемых песен; играть партию своего инструмента в инструментальном аккомпанементе к разучиваемой песне или музыкальной пьесе;

— понимать и отражать в своем исполнении дирижерские жесты учителя, следить за синхронностью исполнения своей партии относительно общего оркестрового (или ансамблевого) звучания;

— определять расположение нот на клавиатуре музыкального инструмента в границах первой октавы;

— ориентироваться в элементах нотной грамоты;

— исполнять ритм выученных песен-попевок с использованием осваиваемых ударных инструментов и/или звучащих жестов, ориентируясь на полноценную нотную запись по ритмической партитуре, состоящей из 2—3 партий;

— понимать значение понятий и терминов: тоника, тональность, фраза, мотив, тема, напев, наигрыш, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, вариации, рондо, контраст, регистр, темп, тембр, динамика, лад, песнопение, молитва, сюита, кантата, опера, балет, речитатив, увертюра, финал, симфония, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, консерватория, конкурс, фольлор.

— пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в 1 и 2 классах;

— сочинять, импровизировать краткие попевки, мелодические и ритмические мотивы в опоре на освоенные элементы музыкальной речи, осуществлять перевод речевой интонации с определенным эмоциональным содержанием (радость, печаль, тревога) на музыкальный язык и на этой основе сочинять (импровизировать) мелодии (4 такта);

— сочинять совместно с учителем вопросно-ответные построения;

— создавать совместно с одноклассниками композиции (вокальные и/или ритмические импровизации), построенные по законам музыкальной формы (простейшие формы двух-частная, трех-частная, вариации, рондо);

— слушать музыку осознанно, вслушиваясь в детали музыкального звучания; удерживать слушательское внимание в течение не менее 2,5—3 мин.

— сопереживать, эмоционально откликаться на характер и развитие образов, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

— слышать границы основных разделов музыкальной формы, уметь вычленять в звучании повторяющиеся мотивы, части, слышать сопоставление и контраст, чередование разделов и тем внутри простых музыкальных форм (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);

— различать на слух элементы музыкальной речи (темп, динамика, тембр, ритм, регистр, мелодия, аккомпанемент, лад) и прослеживать их связь с эмоционально-образным содержанием в прослушанном музыкальном произведении; определять особенности музыкальной речи в разных жанрах (простых — песня, танец, марш, сложных — опера, балет, концерт) и направлениях (музыка духовная и народная);

— узнавать на слух освоенные музыкальные произведения, уметь назвать композитора, пьесу или фрагмент, а также целое крупное произведение (если прозвучал фрагмент из оперы, балета и т. п.), жанровую принадлежность, исполнительский состав;

— сравнивать исполнительские трактовки музыкальных произведений в сольном инструментальном/вокальном и оркестровом/хоровом исполнении по характеру звучания, темпу, динамике, тембровой окраске;

— отвечать на вопросы учителя о характере музыки (с привлечением эпитетов эмоционального словаря), а также музыкальных средствах его выражения;

— отражать в различных формах двигательной активности освоенные элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, свободное дирижирование, ручные знаки и др.), в том числе следить по нотной записи за направлением движения мелодии и отображать его соответствующими музыкально-пластическими средствами (поступенное движение, скачки); пение по ручным знакам, с элементами тактирования (дирижирования) на две, три и четыре доли;

— передавать свое впечатление, эмоциональное восприятие музыки в ее развитии, сопоставлении различных по настроению тем и разделов, с помощью перевыражения на язык пластического интонирования; в изобразительном, литературном и иных видах творчества;

— принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых музыкальных произведений, предлагать варианты сценического воплощения элементов художественного образа.

ТЕХНОЛОГИЯ

Содержание курса

Основные содержательные линии

  1. Основы культуры труда (планирование и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание.

2. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений.

3. Работа с условными обозначениями при выполнении различных технологических операций.

4. Технологические операции, их рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной обработки материалов.

5. Анализ устройства изделия, определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в создаваемые композиции.

6. Практическая преобразовательная работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах. Проектная деятельность.

7. Использование возможностей ИКТ в поисковой и проектной деятельности.

Технологии работы с бумагой и картоном

Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием, с помощью чертежных инструментов, а также разметка симметричных деталей), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), сборка (склеивание) и отделка (раскрашивание, аппликация) при работе над изделием.

Техники, используемые при работе с бумагой (аппликация, плетение из полос бумаги, мозаика, симметричное вырезание, конструирование, оригами).

Техники изготовления изделий, имеющих 1–2 оси симметрии. Орнамент, его использование при изготовлении и отделке изделий.

Технологии работы с текстильными материалами

Текстильные материалы, их многообразие, происхождение. Применение их свойств в работе над изделием.

Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, выкройки или лекала, на глаз), выделение деталей (раскрой ножницами), сборка (сшивание) и отделка (аппликация, вышивка) при работе над изделием.

Виды ниток, строчки стежков. Технология создания декоративных композиций.

Технологии работы с природным материалом

Технологические операции: сборка (склеиванием, соединением на пластилин) и отделка (аппликация, вышивка) при работе над изделием.

Технологии составления композиций по образцу, в соответствии с собственным замыслом, различных техник (аппликация, коллаж).

Свойства природных материалов, их применение в работе над изделием.

Элементы графической грамоты

Условные обозначения. Чертежные инструменты и правила работы с ними.

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии поиска информации в различных источниках (в том числе в Интернете).

Проектная деятельность

Виды проектов. Оценивание результатов выполненного проекта.

Технологии, профессии и производства

Профессиональная деятельность людей, связанная с традиционными народными промыслами и ремеслами своего края и России. Профессии, связанные со строительством

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Технология» ученик научится:

  • организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;
  • осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой и другими инструментами;
  • понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных технологических операций;
  • выполнять изделия по образцу, рисункам, фотографиям, шаблонам, заданным условиям (описанию, теме), вносить творческие изменения в создаваемые изделия;
  • анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;
  • характеризовать технологические операции при работе над изделием;
  • различать виды ниток, отмерять длину нитки, выполнять 2–3 вида строчек стежков, использовать их при создании декоративных композиций;
  • составлять композиции, используя различные техники (аппликация, плетение, мозаика, симметричное вырезание, конструирование из различных материалов, оригами);
  • выполнять изделия, имеющие 1–2 оси симметрии;
  • собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в декоративных композициях;
  • использовать различные виды орнамента при изготовлении и отделке изделий;
  • называть и характеризовать традиционные народные промыслы и ремесла своего края и России;
  • характеризовать основные свойства бумаги, картона, пластичных, текстильных и природных материалов; объяснять выбор материала для конкретного изделия;
  • приводить примеры наиболее распространенных профессий, оценивать их значимость в жизни человека

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Содержание курса

Физкультурные и сопряженные с ними знания

Основы знаний:

Техника безопасности. Правила поведения при несчастных случаях. Правила поведения учащихся на воде, поведение в экстремальной ситуации.

Гигиенические знания. Значение занятий физическими упражнениями на воздухе в различное время года. Правила дыхания при выполнении различных общеразвивающих физических упражнений. Правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, во время купания и занятий плаванием.

Здоровый физически активный образ жизни. Основные правила здорового физически активного образа жизни учащегося начальной школы.

Методика самостоятельных занятий. Правила выполнения: «челночного» бега; подтягиваний в висе (лежа, стоя); поднимания и опускания туловища из положения лежа на спине; бега на 30 м, шестиминутного бега. Правила применения физических упражнений для повышения умственной работоспособности во время выполнения домашних заданий (физкультминутки, физкультпаузы). Правила проведения подвижных игр.

Олимпийский путеводитель. Возрождение Олимпийских игр. Современные олимпийские легенды. Олимпийские чемпионы. Что такое ГТО, ступени, нормативные требования, уровни трудности.

Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни

Строевые упражнения

Расчет на «первый-второй», размыкание и смыкание приставными шагами, команды; перестроения из одной шеренги в две, из двух в одну, из колонны по одному в колонну по два; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры, с выполнением команд.

Общеразвивающие упражнения

Выпады вперед, в сторону, назад с одновременным подниманием рук в стороны, вверх, отведением назад; приседание с одновременным подниманием рук в стороны, вверх; круги руками в основной стойке; круги руками в выпадах; наклоны вперед в положении сидя, стоя ноги вместе, ноги врозь; выполнение упражнений под музыку. Элементы спортивных единоборств на примере дзюдо.

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения. Быстрая группировка с последующей ее фиксацией: из основной стойки руки вверху ладонями вперед; из упора присев; из положения лежа на спине, руки вверху ладонями вперед; кувырок вперед в группировке; стойка на лопатках согнув ноги; перекат вперед в упор присев из стойки на лопатках с согнутыми ногами; перекат в сторону прогнувшись из положения лежа на груди руки вверх; перекат в сторону в группировке из стойки на коленях.

Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, упоре стоя на коленях, лежа ни животе подтягиваясь руками; по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставными шагами с попеременным перехватом руками, в вертикальном направлении разноименным и одноименным способами; перелезание через бревно, опираясь руками и ногами, поочередно перенося ноги из седа поперек на правом (левом) бедре и продольно, перенося правую (левую) ногу; переползание на четвереньках, на коленях через горку матов; подтягивание на руках, лежа на животе и бедрах; в висе стоя на перекладине (мальчики), из виса лежа (девочки).

Упражнения для формирования правильной осанки. У вертикальной плоскости: подняться на носки и опуститься на всю стопу; поднять вперед согнутую ногу с последующим выпрямлением, отведением в сторону и опусканием; касаясь спиной плоскости, наклоны влево и вправо; с предметом на голове приседание и вставание; встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее; лазанье в горизонтальной плоскости по гимнастической стенке. Упражнения на осанку в движении.

Упражнения в равновесии. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; то же на носках; то же с поднятыми руками на полу, на скамейке; бег по гимнастической скамейке, ходьба по бревну (высота 60 см); повороты кругом, стоя на бревне, повороты кругом при ходьбе на носках по бревну, рейке гимнастической скамейки.

Висы и упоры: упражнения в висе стоя и в висе лежа; в висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис (на низкой перекладине, на кольцах): обычный; завесом одной и двумя ногами; согнувшись; прогнувшись; на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, из седа ноги врозь; упражнения в упоре лежа и упоре стоя на коленях, в упоре (на бревне, гимнастической скамейке).

Танцевальные упражнения; ходьба с танцевальными движениями рук лицом и спиной вперед, скрестным шагом; физические упражнения под музыкальное сопровождение; сочетания (2–4) элементов техники в комбинацию: бега, шагов, прыжков, упоров, седов, поворотов, наклонов, вращений, равновесия с различным положением рук; эстафеты: с мячом; с обручем; со скакалкой (прыжки через скакалку).

Легкоатлетические упражнения

Ходьба: на носках, сохраняя осанку, руки на поясе, за голову, вверх, в стороны, быстрым шагом в полуприседе, приседе, широким шагом, пружинящим шагом, на внешней стороне стопы, поднимая высоко бедро («шаги журавлика»), переваливаясь с ноги на ногу («шаги медвежонка»).

Бег: с высокого старта, на месте, по «кольцам», по линии, «змейкой», челночный, на заданное расстояние и время, под музыку, «челночный» 3 × 10 м.

Прыжки: в длину с разбега, в сторону толчком двух ног, на двух ногах по разметкам, на одной ноге «по квадратам», в глубину с мягким приземлением, через препятствие, с короткой скалкой – одна нога впереди, вторая сзади.

Метания: набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания, снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность, малого мяча с места на дальность из положения стоя лицом в направлении метания, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цели (2 × 2 м) с расстояния 3–4 м.

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах. Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Спуски на лыжах с малого уклона (до 15º). Подъемы ступающим шагом. Передвижение на лыжах с палками в медленном темпе до 800 метров.

Плавание

Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения на суше и в воде. Упражнения для освоения с водой. Приседания с погружением в воду с головой. Выдох в воду. Доставание предметов со дна, открывая глаза в воде. Скольжение лежа на груди; скольжение лежа на спине. Движения ног способом «кроль» с опорой о дно, о бортик бассейна или с поддержкой партнера, стоящего на месте. Скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди. Выдохи в воду с поворотом головы, согласование движений рук с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Плавание с доской. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой с различными положениями другой руки (вдох в сторону руки, выполняющей гребок). Спад в воду из положения сидя на бортике, руки вверху, голову не наклонять, смотреть вперед-вниз. Соскок в воду вниз ногами (при различных положениях рук).

Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр

Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): подвижные игры с элементами мини-футбола: удар по неподвижному и катящемуся мячу; ведение и остановка мяча. Подвижные игры на материале баскетбола с ловлей и передачей мяча. Подвижные игры на материале волейбола с подбрасыванием и ловлей мяча.

Элементы баскетбола: броски и ловля малого мяча в парах; ловля и передача мяча: в парах с одним-двумя мячами; в группе в кругу с мячами у каждого игрока; броски мяча двумя руками от груди, в поставленную корзину, в подвешенные обручи; бросок мяча в баскетбольное кольцо «снизу»; ведение мяча; бросок мяча в низкое баскетбольное кольцо способом «сверху».

Элементы волейбола и их сочетания: бросок мяча сверху двумя руками с выпрямлением рук в локтевых суставах; ловля мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; бросок мяча через сетку (в зоны).

Элементы мини-футбола: перемещения по площадке без мяча и с мячом, остановки, повороты, ускорения без мяча, удары по неподвижному мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях без учета времени; удары по воротам; прием и остановка мяча с ближнего расстояния (2–3 м).

Строевые упражнения. Игры с элементами строя.

Общеразвивающие упражнения для развития координации движений.

Ходьба. Бег. Прыжки. Метания. Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание.

Упражнения для формирования правильной осанки. Игровые задания для ходьбы с сохранением правильной осанки.

Передвижения на лыжах.

Плавание.

Физическая подготовка и физическое совершенствование

Развитие координационных и кондиционных двигательных способностей на уроках физической культуры достигается в процессе обучения физическим упражнениям, способам деятельности, подвижным играм и элементам спортивных игр, участия в подвижных играх и выполнения соревновательных заданий.

Во втором классе развиваются такие координационные способности, как согласование своих действий с действиями группы; ориентация в пространстве; чувство времени; дифференцировка пространственных параметров движения; дифференцировка временных параметров движения; дифференцировка скоростно-силовых параметров движения; согласованность движений различными частями тела; чувство ритма; чувство равновесия; точность реагирования; быстрота реагирования.

К кондиционным способностям, развиваемым во втором классе относятся скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, выносливость к умеренным нагрузкам, гибкость.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате второго года изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:

  • выполнять правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями и подвижными играми;
  • объяснять значение и преимущества здорового физически активного образа жизни для учащихся;
  • соблюдать:
  • правила и требования к здоровому физически активному образу жизни (режим дня, гигиена, правильное питание); рекомендации по организации двигательного режима с учетом своего возраста и класса; правила выполнения правильного дыхания в процессе выполнения физических упражнений; правила выполнения гигиенических процедур;
  • рассказывать когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности; называть легендарных спортсменов в любимом виде спорта;
  • рассказывать о ВФСК ГТО, его ступенях, нормативных требованиях, уровнях трудности и знаках отличия;
  • правильно выполнять изученные: строевые команды, упражнения, перестроения, игры с элементами строя; комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе с включением сложно-координационных двигательных действий и игр, требующих проявления координации движений, из различных и. п. (стойки, упоры, седы, висы), комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для формирования правильной осанки и свода стопы; разновидности ходьбы, игры и игровые задания с элементами ходьбы (изменять направление по заданным ориентирам, длину и частоту шагов, темп движения); разновидности бега, игровые задания для отработки техники бега (высокий старт, «челночный» бег); демонстрировать навыки бега на заданное время с правильным распределением сил по дистанции; разновидности прыжков с места и с разбега, игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков; способы метания, игры, игровые задания для метания; броски набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания, снизу вперед-вверх из того же и. п.; метать малый мяч на дальность, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (2 х 2 м) с расстояния 3–4 м; разновидности подтягиваний и перелезаний через различные предметы; игры, игровые задания с лазаньем и перелезанием; висы; упражнения в упоре лежа и упоре стоя на коленях; акробатические упражнения и связки; элементы спортивных игр; технические приемы и способы передвижения на лыжах, подъемы ступающим шагом, передвижение на лыжах с палками в медленном темпе; подводящие упражнения к плаванию; тесты для оценки уровня физической подготовленности; стремиться выполнять их с установкой на индивидуально доступный максимальный результат;
  • сохранять равновесие;
  • правильно и эстетически выразительно выполнять изученные танцевальные шаги;
  • правильно прыгать в воду;
  • добиваться положительной динамики прироста уровня развиваемых физических качеств и двигательных способностей;
  • выполнять домашние задания, включая их в свой режим дня

 

Источник: https://vk.com/@detidoma-novyi-fgos-2-klass-chto-dolzhen-znat-uchenik-k-koncu-vtorogo

 

Добавить комментарий